Инженеры и изобретатели

Ив Ле Приор (Yves Le Prieur)

0 12 мин.

Ив Ле Приор – офицер военно-морского флота Франции, изобретатель, пионер в области аэронавтического вооружения, авиации, подводного плавания и подводного кино. Он был первым французом, взлетевшим на планере с японской земли, а также создал ракетную установку для сбивания наблюдательных шаров с самолета. Именно Приор создал первый автономный гидрокостюм, в котором можно было длительное время находиться под водой.

Детство и образование

Ив Ле Приор родился в Лориане 23 марта 1885 года. Он был младшим из трех сыновей майора Эдмонда Ле Приора, морского офицера из рода Шербурских моряков, и его жены, урожденной Марии Керихуэль, дочери месье Пьера Керихуэля, нотариуса в Кемперле, и младшей сестры морского офицера Поля-Артура Керихуэля. Отец Ив Ле Приора часто отправлялся в дальний путь в Китай, Южную Америку, Ближний Восток.

После окончания средней школы в Лорьене, Ив Ле Приор продолжил семейную традицию, и поступил в военно-морское училище в 1902 году, которое закончил в 1904-1905.

Служба на Дальнем Востоке

С 1905 по 1907 годы он служил на Дальнем Востоке на броненосном крейсере «Dupetit-Thouars» и на крейсере «D’Entrecasteaux». Именно на «Дюпетит-Туар» в декабре 1905 года на рейде в городе Камрань (Аннам, нынешний Вьетнам) он открыл для себя подводное плавание, идя в какой-то момент в тяжелом скафандре ремонтировать корпус таможенной шлюпки.

Через год он снова нырнул с крейсера «Антрекасто» у острова Хайнань, чтобы освободить стальной прут, обернутый вокруг пропеллера, который с борта не удавалось освободить. В 1907 году его назначили на борт броненосного крейсера Виктора Гюго.

Он изучал японский язык и стал достаточно опытным, чтобы стать военным атташе и переводчиком в посольстве Франции в Токио в период с 1908 по 1910 годы. Там он стал первым французом, получившим черный пояс в дзюдо, и первым человеком, когда-либо взлетевшим на планере с японской земли. Планер, названный «Le Prieur №2» после более раннего беспилотного образца №1, имел длину 7,2 метров, ширину 7,0 метров и весил 35 килограмм. Рама была изготовлена ​​из японского бамбука, который был покрыт ситцем. Ле Приор разработал планер в сотрудничестве с Широ Айбара, лейтенантом ВМС Японии, и Айкицу Танакадате, профессором Императорского университета Токио. Это произошло в Токио, у озера Шинобазу, на глазах министров, послов, прессы и восторженной толпы. Он пролетел расстояние в 200 метров на высоте 10 метров.

По истечении двух запланированных лет, Приор покинул Японию в конце мая 1910 года и вернулся во Францию через Транссибирскую магистраль. В августе его назначили в комиссию де Портвре, а 10 сентября 1910 года он женился на Франсуазе Мари в Лорьене. У них родились две дочери: Симона (1912-2015) и Моник (1918-1975). Но так как он плавал в море слишком далеко и долго, оставляя жену с двумя детьми, по итогу они развелись в Париже в 1921 году. Франсуаза Мари так и не смогла привыкнуть к морской жизни своего супруга. В 1944 году он женился на Анн-Мари Брассер, в браке с которой у них так и не было детей.

Изобретения для аэронавтики и Первой мировой войны

Его военная карьера была очень выдающейся, и он изобрел несколько новых технических устройств. В 1911 году мичман корабля Ле Приор объединил школу офицеров канонерских лодок в Тулоне на крейсере «Потуау» и линкорах «Турвиль» и «Мирабо». Установка огня стала его главным исследовательским центром. В 1912 году он изобрел и реализовал калькуляторы и стрелковые соединители, которые оснащали в дальнейшем подразделения военно-морского флота.

Когда началась Первая мировая война, Ле Приор отправился на Мальту и Адриатику с поручением оборудовать своими стрелковыми соединениями линкоры Франции и Парижа, а затем большую часть зданий. В 1914 и 1915 годы он занимался совершенствованием различных ракетных установок – как корабельной артиллерии, так и орудий наземного вооружения. В 1915 году он был назначен лейтенантом корабля, и заявлен на базу гидросамолетов в Казо, где работал над совершенствованием техники канав.

Во время Первой мировой войны он также изобрел ракетную установку «Le Prieur» для сбивания наблюдательных шаров с самолета. Эта система оружия, которая позволяла самолету обстреливать один залп ракет в правильной последовательности, была чрезвычайно эффективна против немецких аэростатов наблюдения.

24 февраля 1916 года пилот Жозеф-Анри Гиге провел успешную демонстрацию новой системы в присутствии президента Раймона Пуанкаре. В мае 1916 года в Вердене была испытана истребительная авиация (в ее состав вошли летчики Наварра, Гюнемер и Нунгессер), позволившая захватить форт «Дуомон». В сентябре 1916 года был издан специальный инструктивный буклет для истребительных групп, иллюстрирующий, как следует атаковать дирижабли «Цеппелин» и «Драчен». Летчикам запретили брать с собой в командировки этот засекреченный буклет.

В те годы Приор запатентовал ряд конструкций для механических прицелов как для корабельных, так и для зенитных орудий. Генерал-майор Тренчард вручил Ив Ле Приору Военный крест за несколько дней до битвы при Сомме. 

Поль Пенлеве, военный министр, вместе со своим другом физиком Жаном Перреном поручил лейтенанту корабля Ле Приору, которому на тот момент был 31 год, возглавить новое Бюро изобретений при Военном министерстве (прародитель CNRS). В 1917 году он получил лицензию пилота, а также разработал плавучие бомбы против подводных лодок.

Изобретения для авиационной безопасности

В июне 1920 года Приор посвятил себя главным образом своим изобретениям в области авиационной безопасности. Он изобрел гироклинометр для подвода гидросамолетов без видимости, и навигатор, корректирующий сугробы в полете. Его механические соединители были приняты на вооружение ВМФ в 1922 году. Его избрали в новую военно-морскую академию вместе с Максимом Лаубефом, инженером-изобретателем современной подводной лодки, другом его семьи. Его опыт изобретателя не позволил ему вернуться в море, поэтому он покинул флот с чином капитана запасного корвета.

В 1925 году Приор принял участие в воздушной миссии Гойса (Париж-Гао, над Сахарой) вместе со своим навигатором, который корректировал сугробы в полете. Через несколько лет этот навигатор успешно использовался Дьедоне Костесом и Иосифом Бриксом в их кругосветном полете в 1928 году.

Автономный гидрокостюм Fernez-Le Prieur

На международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже Ив Ле Приор с энтузиазмом ознакомился с небольшим дыхательным аппаратом для ныряльщиков, разработанным промышленником Морисом Фернезом десять лет назад. Дыхательный аппарат «Fernez» состоял из простого т-образного резинового мундштука. С одной стороны, у него была длинная труба, по которой воздух откачивался с поверхности, а с другой стороны мундштука избыточный и выдыхаемый воздух выходил из простого резинового клапана «утки». Нос дайвера был зажат парой пружинных зажимов (пенсне), чтобы предотвратить попадание воды, а глаза были защищены маленькими защитными очками с резиновыми вставками.

Аппарат оживил воспоминания Приора о погружениях на Дальнем Востоке, и него сразу возникла идея приспособить к нему баллончик «Michelin» со сжатым воздухом, и таким образом освободить от трубки для поверхностного насоса.

Мужчины объединились, и Приор присоединил к прибору портативный баллон с сжатым воздухом, который позволил легкому скафандру Фернеза также не зависеть от поверхности и чувствовать себя спокойно под водой. Цилиндры «Michelin» содержали 3 литра воздуха, сжатого до 150 кг на квадратный сантиметр. 6 августа 1926 года в бассейне «Tourelles» в Париже был продемонстрирован водолазный аппарат «Fernez-Le Prieur». 

Устройство состояло из баллона со сжатым воздухом на задней части дайвера, соединенного с регулятором давления, разработанным Ле Приором, который был отрегулирован вручную дайвером с помощью двух манометров: один для давления в резервуаре и один для выходного (питающего) давления. Воздух непрерывно подавался в мундштук и выбрасывался через короткую выхлопную трубу, снабженную клапаном, как в конструкции Фернеза. Впервые человек мог дышать под водой, не имея вообще никакой связи с поверхностью.

Чтобы приблизиться к военно-морской авиабазе, Приор построил в 1926 году в Сен-Рафаэле свою небольшую виллу с его личным портом Приоре, одним из первых посетителей которого стал Жорж Клемансо. Первые и последующие испытания погружения в скафандре он проводил в Приоре, и принимал там первых спортивных последователей своего скафандра.

Изобретения для кино и усовершенствование гидрокостюма

В 1928 году режиссер Жак де Баронселли пригласил его в качестве инженера-консультанта в студию «Joinville» («Жуанвиль»), где он изобрел процесс прозрачности для кино, который он запатентовал в США в 1929 году. В 1928 году его друг архитектор Роберт Малле-Стивенс, также любивший Японию и кино, спроектировал и построил небольшой дом в Париже на улице Бют-Шомон по улице Жоржа Ларденнуа, по его просьбе, где он поселился в 1930 году.

Делясь своими работами между Парижем в «Précision Moderne» и авиабазой Сен-Рафаэль, он обратился в 1931 году к усовершенствованиям своего автономного гидрокостюма. Созданные Морисом Фернезом отдельные очки не позволяли погружаться глубже, чем на десять метров. Чем глубже опускался дайвер, тем сильнее они давили на лицо и глазные яблоки из-за увеличивающегося давления воды. Поэтому, в 1933 году Ле Приор заменил защитные очки, носик и клапан «Fernez» на полнолицевую маску, непосредственно подаваемую из воздушного цилиндра, которая уравновешивала давление в маске с внешним давлением воды. Ле Приор отметил, что дайвер может дышать через рот или нос, или и то, и другое, по желанию, и что можно даже разговаривать с другим дайвером, поднося стакан к их уху, так как стакан образовал микрофон.

В 1934 году Приор получил французский патент 768083 на усовершенствованный автономный подводный дыхательный аппарат с ручным управлением и полнолицевой маской. Заявка на патент была подана в Париже 2 февраля 1934 года. Он получил патент 7 мая 1934 года, и его описание было опубликовано 31 июля 1934 года.

В то же время он создал водонепроницаемые камеры для подводной фотографии и кино. Будучи опытным баллистиком, он начал разрабатывать ружье-гарпун для подводной охоты. В мае 1935 года военно-морской флот принял обновленный водолазный костюм «Le Prieur» на всех своих базах, за ними последовали и парижские пожарные.

Клуб подводного плавания с аквалангом

1 августа 1935 года Ив Ле Приор вместе со своим другом, научным режиссером Жаном Пенлеве, который с 1933 года использовал автономный водолазный костюм Приора для съемок подводной фауны (до этого он использовал небольшую камеру «Fernez» Фернеса с внешней накачкой), основал первый дайвинг-клуб «Club Sous-l’Eau», который вскоре стал в Париже «Клубом подводного плавания с аквалангом», членами которого были 33 аквалангиста, среди них 7 женщин и одна пятилетняя девочка.

Большой торжественный вечер в скафандрах состоялся в бассейне Понтуаз 16 мая 1936 года в присутствии министра морского флота М. Пьетри. Между Жаном Пенлеве и Ив Ле Приором возникли разногласия. Приор всегда осуждал партийную политику, по его мнению, слишком часто политические партии препятствовали свободному личностному сознанию, а Жан Пенвеле, придерживающийся коммунистических идеалов, упрекал его в том, что он фашист. Поэтому, в 1936 году клуб был стремительно распущен, просуществовав всего около года.

Дальнейшая работа

Жан Кокто, инициированный Ивом Ле Приером к подводному плаванию в небольшом порту Приоре летом 1937 года, взял изобретателя с его «подводным гарпунным ружьем» в качестве модели для своей пьесы «Les Parents terribles» («Ужасные родители») в 1938 году.

Его новые приборы «Nautilus» для подводного плавания, выставленные вскоре после этого в Океанографическом музее Монако, пользовались большим успехом у средиземноморских энтузиастов, включая принца Радзивилла и принцессу Марину из Греции, и герцогиню Кентскую, которая в Приоре с волнением вспоминала о дружеских связях, которые когда-то были между ее отцом принцем Николасом из Греции с командором Эдмоном Приоре – отцом Ив Ле Приоре.

В июле 1939 года Приор организовал экспедицию по изучению подводной археологии в заливе Фос с профессорами Пети, Пратом и Денизотом из Факультета наук Марселя, но плохая погода вынудила его отложить испытания на сентябрь. 

Именно в Приоре в 1939 году молодой морской офицер Жак Кусто вместе со своей женой познакомился с Ив Ле Приоре. Кусто попал к нему благодаря тестю, майору Анри Мельхиору, который руководил «Air Liquide». Мельхиор и Ле Приор были давними друзьями, более того, оба жили в Японии. Поэтому изобретатель с радостью согласился принять восторженного молодого зятя, чтобы подробно объяснить ему тонкости его автономного скафандра, подводной камеры и его клетки для акул, чтобы снимать их в море. 

Вторая мировая война

Ле Приор был капитаном запасного фрегата с 1937 года, поэтому, когда началась Вторая мировая война, в сентябре 1939, когда его призвали на военную службу. Он не мог дальше продолжать свои подводные исследования. Он вступил в Научную комиссию военно-морского флота при Тулонском исследовательском центре, который возглавлял адмирал Фенард. 22 июня 1940 года весь состав центра отправили в Алжир, и как только они туда прибыли, всех демобилизовали. Вернувшись в Тулон в начале августа, и не приняв предложение Фенарда присоединиться к полковнику де Голлю, Приор поселился в Приоре на время войны, возобновив разработку различных изобретений без финансовых средств.

В начале июля 1942 года Приор находился на секретной миссии в Берне на свой страх и риск. Он вернулся осенью, отказавшись участвовать в затоплении Тулонского флота. Он прибыл в Париж в апреле 1943 года по приглашению Жака Кусто на гала-концерт своего первого подводного фильма. Ле Приор поражен, увидев публику в форме эсэсовцев, возмущенный очевидным наблюдением сотрудничества Кусто с нацистскими оккупантами, чтобы продвинуть свои амбиции.

В 1945 году, когда Приору было уже 60 лет, он привнес в свой скафандр чрезвычайно чувствительный регулятор, но затем узнал, что военно-морской флот только что заменил скафандр «Le Prieur» 1935-го года на скафандр Кусто-Гальяна. Он осознал, что его слава была серьезно подорвана из-за прошедшей войны, ведь ему не удавалось заниматься новыми разработками из-за недостатка средств, и в результате он уступил место новичку.

Годы после войны

В 1946 году Жак Кусто опубликовал в Дюреле свою книгу «Au Commandant Yves Le Prieur, pionnier, maître et ami» («Коменданту Ив Приоре, первопроходцу, мастеру и другу»), посвященную командиру Ив Ле Приору. Несмотря на очевидную дань уважения к Приору, Кусто в книге постепенно приписал на себя все предыдущие работы изобретателя, вплоть до приборов «Le Prieur», выставленных в Океанографическом музее Монако. Глубоко оскорбленный Приор отказался подавать иск против Кусто, который безжалостно отбросил всех своих других конкурентов. 

В 1952 году, возглавляя Каннский институт подводных исследований, Приор объединился с Дмитрием Ребиковым – молодым инженером-изобретателем электронной вспышки и великим дайвером.

В 1953 году, после продажи дома Бют-Шомон в Париже и Приора в Сен-Рафаэле, Ле Приор и его жена поселились в Ницце на своей вилле Carpe Diem, на холме Имперского парка. Именно в Ницце он написал свою первую книгу «Первое погружение», рассказывающую о его жизни как ученого и первопроходца, которая была издана «Éditions France-Empire» в октябре 1956 года. Международный зал славы дайвинга хранит копию этой книги в своей коллекции. В то же время он работал над росписью часовни Вильфранш-сюр-Мер. 

Смерть

Ив Ле Приор умер 1 июня 1963 года в Ницце. После официальных похорон его похоронили на вершинах Ниццы, на берегу моря. Письма, патенты, записные книжки, среди которых были блокнот из поездки в Японию 1908-1910 годов, записная книжка войны 1914-1918 годов, записная книжка миссии Гойса Парижа-Гао 1925 года, а также фотографии и личные бумаги командующего Ив Ле Приора были переданы в архив военно-морского флота. Они доступны по запросу в исторической службе обороны Венсенского замка.

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *