Места для фридайвинга

Фридайвинг на UJ 102

0 5 мин.

Рэк – один из популярных видов погружений, при которых ныряльщики спускаются на затонувшие объекты, например, суда и самолеты. Дайв-сайт UJ 102 – один их таких рэк-сайтов. Он находится в Каламитском заливе в 4,5 км к югу от мыса Евпаторийский (координаты: 45°06’14.7″N 33°16’28.9″E). В этом месте фридайверы могут познакомиться с останками военного немецкого корабля – охотника за подводными лодками, история гибели которого покрыта мрачной тайной.

История судна

UJ 102 – немецкий малый военный транспортный корабль. Построен по проекту типа КТ, имел длину около 70 м, ширину 11 м и осадку порядка 3 м. Изначально был оснащен 5-ю орудиями разного калибра, но практически сразу переоборудован в охотника за подлодками. Аббревиатура UJ как раз и расшифровывается как U-Boot-Jaeger – «Охотник за подводными лодками». Но 102 – это не порядковый номер судна, как может показаться, а его назначение. «1» означает номер флотилии, в состав которой входил корабль, а «02» – уже порядковый номер. 

У Охотника короткая, но достаточно насыщенная история, а его гибель до сих пор покрыта тайной. Судно было спущено на воду в 1943 г. на Николаевской верфи, 15 ноября корабль пошел в свой первый боевой поход, а ровно месяц спустя затонул в заливе Евпатории со всем экипажем.

Гибели UJ 102 предшествовала другая трагедия немецкого флота. 23 ноября 1943 г. в районе мыса Евпаторийский проходил немецкий конвой, в составе которого был транспортный корабль «Санта Фе». Согласно отчетам офицеров другого судна, в 05.47 на «Санта Фе» прогремел взрыв, но следов торпеды по бортам судна замечено не было. Долгое время считалось, что немецкий транспортник потопила советская подлодка «Д-4», однако обстоятельства трагедии указывают на то, что, скорее всего, корабль наткнулся на мину. Сегодня останки «Санта Фе» находятся буквально в 130 м от Охотника UJ 102, с чем, вероятно, и связана гибель последнего.

15 декабря 1943 г. Охотник UJ 102 совместно с UJ 101 прочесывали залив на предмет советских подлодок. В 01.56 вблизи UJ 102 раздался сильный взрыв, сопровождавшийся горением топлива на поверхности воды. Практически сразу же корабль ушел на дно. Основными версиями произошедшего были:

  1. детонация боеприпасов на «Санта Фе»;
  2. попадание глубинной бомбы на советскую подлодку с последующей детонацией ее боеприпасов.

Согласно хроникам, все советские субмарины, находившиеся в море 15 декабря, благополучно вернулись на базу, поэтому вторая версия автоматически отпадает. Кроме того, выдвигались теории об атаке одной из советских субмарин на Охотника (ни одного факта атаки не зафиксировано) и подрыве на плавающих или магнитных минах и минных заграждениях (эти версии также был отвергнуты специалистами). Долгое время гибель UJ 102 связывали с детонацией на «Санта Фе», однако исследования морского дна и останков корабля так же опровергают это. Единственным логическим объяснением трагедии остается подрыв на собственных глубинных бомбах. Проблемы с этим боеприпасом были нередкими. Поэтому досрочное срабатывание одной из бомб в цепочке могло привести к детонации остальных, что и стало причиной катастрофы.

Но тогда возникает резонный вопрос – кого атаковал Охотник? По данным ни одна из советских субмарин (15 декабря в районе Евпатории находились «С-33» и «М-35») не зафиксировала атак по себе или близлежащим территориям. Уничтоженная несколькими днями позже подлодка «Д-4» также не находилась здесь, поскольку должна была сменить позицию за неделю до событий. Сброс глубинных бомб «на удачу» не может быть версией, поскольку охотники за подлодками целенаправленно осуществляют атаки на своих жертв. Соответственно, UJ 102 зафиксировал цель, которую и начал атаковать. Единственным логичным предположением будет, что этой «жертвой» стал «Санта Фе». Вероятно, немецкие моряки приняли останки своего транспортника за советскую субмарину по причине навигационной ошибки (так как прекрасно были осведомлены о том, что в этом районе находится затонувший корабль). В пользу этой версии говорит и место, где покоится Охотник – 130 м от «Санта Фе». Сброс глубинных бомб осуществляется на высокой скорости, у UJ 102 она составляла порядка 14,5 узла. Во время заполнения водой корабль мог пройти по инерции около 100-200 м. Соответственно, в момент атаки корабль, скорее всего, находился именно над «Санта Фе». А значит, гибель Охотника неразрывно связана с ним. Также за время погружений на останки корабля ни один дайвер не обнаружил человеческие останки, что говорит о том, что экипаж успел покинуть тонущее судно. 

Условия погружений

Лучшее время для фридайвинга на Крымском полуострове – период с июня по сентябрь, когда температура воздуха составляет около 23-27 °C, а вода нагрета до 21-23 °C. Видимость в водах Черного моря не настолько хорошая, как в тропических морях, но разглядеть останки судна на небольшой глубине будет просто.

UJ 102 находится в 4,5 км от берега. Судно стоит на ровном киле на глубине 20 м, возвышаясь над грунтом на 4-5 м. На левом борту Вы можете увидеть пробоину почти во всю высоту борта, длина которой составляет 15 м. Также нетрудно заметить разлом корпуса недалеко от кормы, что и стало причиной затопления. На корме корабля находится 88 мм орудие, ствол которого нацелен вверх. Детали механизма облюбовали мидии, но если их убрать, то Вы увидите качественный оружейный металл, который практически не поврежден спустя почти 80 лет. Некоторые части орудия до сих пор в смазке и не покрыты ржавчиной. 

На палубе судна можно найти остатки старых батарей, в пробоине носовой части нетрудно заметить оставшиеся боеприпасы корабля. В носовых клюзах находятся якоря.

Погружаясь на UJ 102, не стоит забывать о том, что буквально в 130 м от него на такой же глубине находится еще один рэк – печально известный «Санта Фе». 

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *